« «Московский Кремль: памятники и святыни» | Главная | 2 экскурсии по мужской половине Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском 4 и 11 октября »
Экскурсия в музей-заповедник «Царицыно» 5 октября
Опубликовано: 05 Окт 2016
«Золотая осень», пришедшая в Москву в начале октября, благоприятствовала посещению нашими студентами прекрасного царицынского парка и знакомству с основными культурными объектами музея-заповедника «Царицыно». В ходе экскурсии наши первокурсники узнали много фактов из истории XVIII столетия – времени Екатерины Великой. В 1775 году императрица приехала в Москву на празднование Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, завершившего русско-турецкую войну. Праздник окончился грандиозными торжествами на Ходынском поле. Императрице понравился «готический» стиль увеселительных павильонов, созданных архитектором В. И. Баженовым, и она поручила зодчему строительство своей резиденции в только что приобретенной у князя С. Д. Кантемира подмосковной усадьбе, получившей название Царицыно.
Баженов разработал план архитектурного ансамбля — с дворцами и павильонами, мостами и воротами, — который должен был занять место строений старой усадьбы князей Кантемиров. По заданию императрицы Царицыно проектировалось как неофициальная камерная усадьба для нее самой и ближайшего окружения.
«Готический вкус» во второй половине XVIII века относили к области «романического, и В. И. Баженов мог себе позволить дать волю фантазии. Вместе с тем в основе построенных Баженовым зданий лежали принципы классицизма — «правильной» архитектуры второй половины XVIII века.
Через 10 лет после начала строительства большая часть зданий была готова к внутренней отделке. Но Екатерина II, посетив усадьбу летом 1785 года, осталась недовольна увиденным. Через полгода она уволила Баженова, а свой главный дворец велела заново построить архитектору М. Ф. Казакову.
По плану Казакова Большой дворец, состоявший из двух корпусов, соединенных высокой центральной галереей, увенчанной бельведером с двуглавым орлом, должен был занять доминирующее положение в ансамбле. Стиль неоготики, как и сочетание краснокирпичных стен и белого камня, Казаков сохранил. В 1786 году Казаков разобрал баженовский главный корпус дворца и приступил к строительству.
Но неудача постигла и проект Казакова. В 1790 году прекратилось финансирование, затем в 1793 году императрица повелела понизить дворец на этаж и упростить декор.
Со смертью императрицы строительство ансамбля, уже почти законченное, было полностью остановлено, а Царицыно стало ареной столкновения двух архитектурных концепций, двух творческих темпераментов.
Посещение студентами воссозданного уже в наше время Большого Дворца расширяет их представления об эпохе XVIII века, культурном наследии России.