Свежие записи

Экспозиция «Древнерусское государство в IX-XII вв.»

Образование Древнерусского государства

Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства – 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории – Древнерусское государство – охватывает время с IX по XII в.

В музее  представлены памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в.

[Изображение не найдено]В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, – сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины — «Похороны руса» и «Ночные жертвоприношения»,  написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте – не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

В первом разделе экспозиции представлены памятники народов Восточной Европы, вошедших в состав Древнерусского государства, а также ближайших соседей Руси. Здесь  полный набор украшений костюма женщины из племени мурома,  обилие бронзовых предметов, среди которых  бляхи с крышкой и «шумящие» привески, столь характерные для финских племен. Также представлены   многочисленные бронзовые украшения женского костюма из погребения балтов, среди них – подвески, парные плоские нагрудные пластины и крепившиеся к ним тонкие цепочки.

[Изображение не найдено]В экспозиции можно видеть предметы, найденные при раскопках городища Супруты в Тульской области, входившего в систему Донского речного пути. В IX – начале X в. здесь стоял укрепленный поселок, построенный в важном стратегическом пункте, – на границе сфер влияния варяжских князей и Хазарии.   Среди жителей поселения преобладали славяне, о чем свидетельствуют находки – посуда, а также многочисленные височные кольца. Жили там и скандинавы: среди найденных предметов – амулеты специфической формы и массивные браслеты варяжских женщин. Часто встречаются и вещи степного облика, например, серьги «салтовского» типа – такие украшения были популярны на территории Хазарии. Подобные находки говорят о том, что эти земли входили с сферу интересов Хазарского каганата, однако взаимоотношения с ним не ограничивались уплатой дани – видимо, можно говорить и о проникновении небольших групп степного населения в бассейн реки Оки.

[Изображение не найдено]Городище погибло в результате военного нападения (возможно, поход Святослава на вятичей 964 г.). При раскопках были обнаружены уникальные находки: несколько кладов, зарытых, вероятно, в ожидании вражеского набега, и очень крупные вещи, которые при обычных обстоятельствах люди не теряют, – большие бронзовые и железные котлы для приготовления пищи, сковородка, множество сельскохозяйственных орудий – серпы, косы, наконечники плугов. На всей площади поселения лежали в беспорядке целые скелеты – вероятно, погибших людей некому было похоронить.

[Изображение не найдено]Широко представлены разнообразные языческие амулеты из древнерусских погребений. Здесь же находятся памятники с территорий провинций Византии, в том числе и из Корсуня, где, по преданию, крестился князь Владимир Святой. Здесь же представлены вещи, которые появились на Руси благодаря ее христианизации и связям с Византией: мозаики, книги, произведения эмальерного искусства (колты).

Особый интерес представляют древнерусские книги, переводная богослужебная литература, оригинальные произведения. Освоение книжной культуры свидетельствовало о включении Руси с принятием христианства в мировой культурный процесс. Выдающимся памятником древнерусской литературы стала «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. В летопись вошли древние сказания о дунайской прародине славян, первых князьях, тексты договоров Руси с греками X в., описание далеких и современных составителю событий русской истории. Словами проповеди первого русского митрополита Иллариона Нестор сумел выразить представление о месте и роли Руси среди других христианских государств. Автор пишет, что «не в неведомой стране» живут люди, а известной всем странам окружающего мира.

[Изображение не найдено]Здесь размещены памятники из древнерусских погребений XI–XIII вв. – украшения, характерные для костюма восточнославянских женщин: проволочные височные кольца смоленских кривичей, ромбощитковые кольца новгородских словен, спиралевидные кольца северян и семилучевые кольца радимичей. Здесь же находятся семилопастные кольца вятичей, обитавших на Оке, а с X в. начавших заселять Волго-Окское междуречье. Чрезвычайно красивы трехбусинные кольца дреговичей с берегов Припяти. Эти восточные славянские племена стали основой сложившейся древнерусской народности.

Важной особенностью Древнерусского государства был его полиэтничный характер: по подсчетам историков, оно включало в себя 22 народа и племенных образования. Центральную часть витрин занимают пластинчатые браслеты балтов, а также металлические венчики и «шумящие» привески финского происхождения.

[Изображение не найдено]Основу экономики феодальной Руси составляло сельское хозяйство. Богатейший материал происходит из мест сельских поселений X–XIII вв. Детали землеобрабатывающих и уборочных орудий представлены в экспозиции: лемехи плугов, сошники, серпы, косы-горбуши, даже металлическая оковка лопаты. Сохранились обгоревшие зерна злаков в горшках, жернова.

Многочисленные находки свидетельствуют о развитии животноводства. В экспозиции представлены фрагменты шерстяных тканей и онучи – вязаные шерстяные обмотки. Интересны пружинные ножницы – подобные им и до настоящего времени применяют для стрижки овец. Колокольчики-ботала вешали на шею коровам во время выпаса на пастбище. Встречаются и предметы, связанные с переработкой животноводческой продукции. Так, найден фрагмент глиняного горшка с дырочками в нижней части – вероятно, он использовался для приготовления творога.

[Изображение не найдено]Здесь выставлены вещи из печенежского погребения. С середины X в. орды кочевников печенегов начинают проникать в степи Восточной Европы, представляя серьезную угрозу как Хазарии, так и Руси. Впервые молодое государство встало перед необходимостью обороны своих границ. В верхней части витрины находится копия миниатюры Радзивилловской летописи – список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII в., написанный и иллюстрированный великолепными миниатюрами XV в. Миниатюры Радзивилловской летописи широко представлены в экспозиции всех залов, посвященных истории Древней Руси. Миниатюра иллюстрирует летописный текст об отправке в 1015 г. киевским великим князем Владимиром своего сына Бориса с дружиной на оборону русских рубежей от печенегов.

[Изображение не найдено]В витрине выставлен найденный в Гнездове клад. Обычно такие клады состоят из западных и восточных серебряных монет и украшений. В витрине 19 – вещи из женского погребения: хорошо сохранившиеся фрагменты шерстяных и льняных тканей белого и голубого цвета. Сам обряд погребения (ингумация), найденные восковые свечи, нательный крест свидетельствуют о том, что здесь была похоронена женщина-христианка. Известно, что задолго до официального принятия в 988 г. христианство разными путями проникало на Русь, в том числе вместе со скандинавской дружиной.

 

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Объединение русских земель. Образование и укрепление Российского государства в XIII–XV вв.

Этот зал называется «Московским» – он посвящен возвышению Московского княжества в XIV–XV вв. и образованию единого Российского государства. В композицию росписи свода включены орнаментальные мотивы со знаменитой шапки Мономаха. Шапка, впервые упомянутая в завещании Ивана Калиты (1341 г.), была важной регалией русских князей и царей, символом российского самодержавия. На стенах зала воспроизведены фризы и колонны, украшавшие храмы Московского княжества, – Успенский собор Кремля и собор Спаса на Городке в Звенигороде.

Экспозиция зала делится на два больших раздела, расположенных друг против друга и тем самым символизирующих историческое противостояние Руси и Золотой Орды, постепенное возвышение и укрепление одной и упадок и распад др

[Изображение не найдено]Здесь отражен процесс политического объединения русских земель. В XIV в. именно Москва становится центром формирования единого Российского государства. Здесь представлена карта «Образование Великого княжества Московского в XIII–XV вв.». Московское княжество сначала собирает воедино древнюю Владимирскую «отчину», а потом выходит за ее пределы: присоединяет при Иване III Великий Новгород, при Василии II – Псков и Великое Рязанское княжество. Памятники, освещающие эти события, находятся в витрине 15. Политическое объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в единое государство завершилось в первой трети XVI в. при великом московском князе Василии III.

Материал рассказывает о борьбе Московского княжества с Великим княжеством Литовским и Великим Тверским княжеством за влияние в русских землях. Здесь же представлены памятники феодальной войны за московский престол, которая разразилась во второй трети XV в. и завершилась победой великого московского князя Василия Васильевича Темного и укреплением позиций княжеской власти.

[Изображение не найдено]Особое значение имеют памятники, расположенные в центральных витринах зала. Один из комплексов связан с выдающимся событием русской истории этого времени – Куликовской битвой 1380 г. Среди многочисленных предметов русского вооружения выделяется уникальный памятник – кольчуга второй половины XIV в., найденная на Куликовом поле.