Свежие записи

Из истории общины сестер милосердия «Утоли мои печали»

Во второй половине XIX века в Лефортово на Госпитальной улице был создан благотворительный центр. Здесь появились богадельни, больницы, дома дешевых квартир и «вдовьи дома», где жили инвалиды и вдовы воинов, в том числе и павших в русско-японской войне.  Земли выделяло дворцовое ведомство, владевшее Лефортовским парком. В 1872 году здесь появилась община сестер милосердия «Утоли моя печали».  Общины сестер милосердия появились в России в еще в первой половине XIX века.   Российские общины сестер милосердия были  частными благотворительными учреждениями, не церковными организациями.  В  XVIII веке монахини и послушницы упраздненных монастырей создавали общины по монастырскому уставу, но без монашеских обетов: они посвящали себя социальному делу, организовывали богадельни, лечебницы, сиротские приюты, странноприимные дома. В XIX веке появились женщины, желавшие самостоятельного участия в жизни и общественного служения.  Прообразом общин сестер милосердия стали «сердобольные вдовы» из столичных Вдовьих домов, учрежденных императрицей Марией Федоровной в начале XIX века. В январе 1818 года государыня повелела выбрать 12 вдов-добровольцев, которых направили в Мариинскую больницу сиделками и медсестрами.  Первая  в России община сестер милосердия (Свято-Троицкая) появилась в Петербурге в 1844 году. Ее учредили дочери Николая I великие княгини Мария и Александра Николаевны, а также принц Петр и принцесса Терезия Ольденбургские. В эту общину принимались девушки набожные и «хорошей нравственности», они ухаживали за больными на квартирах и в больницах, обучались навыкам первой медицинской помощи.  У истоков московских сестринских общин стоял знаменитый доктор Ф.П. Гааз. В 1808 году императрица Мария Федоровна приказала определить в Павловскую больницу исключительно женскую прислугу ради улучшения качества ухода за больными: прежде обслуживающий персонал состоял из отставных солдат и  их жен. Призыв доктора Гааза «Спешите делать добро» стал девизом для сестер и для основательниц сестринских общин, решивших посвятить себя богоугодному делу. Первая в Москве – Никольская – община была создана по почину доктора Гааза в апреле 1848 года во время страшной эпидемии холеры. Ее основательницей стала супруга московского генерал-губернатора княгиня Софья Степановна Щербатова. Знатность, авторитет, безупречная репутация начальницы общины всегда привлекали благотворителей и средства.   В 1863 году в Никольскую общину вступила княгиня Наталия Шаховская и стала работать в гаазовской больнице. Именно в этих стенах она основала свою общину сестер милосердия «Утоли моя печали».

Наталия Борисовна Шаховская происходила из древнего княжеского рода Святополк-Четвертинских, ведших свою родословную от «племени Рюрика» и от киевского великого князя Святополка. Эта семья была окружена созвездием великих и знаменитых имен и сама славилась сильными благотворительными традициями.   Ее сестра — Надежда Борисовна Трубецкая была осыпана монаршими ласками, награждена орденом святой Екатерины и пожалована придворным званием статс-дамы.  Вторая сестра княгини Наталии Шаховской, Прасковья Борисовна, стала тещей знаменитого графа А.С. Уварова, основателя Московского археологического общества и одного из создателей Московского Исторического музея. Третья сестра, Вера Борисовна, основала в Филимонках монашескую общину в память о спасении царской семьи 17 октября 1888 года близ станции Борки и стала ее настоятельницей

Наталия Борисовна родилась 9 апреля 1820 года.  Брак княгини Наталии оказался не слишком удачным. Шаховские так и не обзаведясь собственным гнездом, арендовали квартиры в арбатских домах; их единственная дочь вышла замуж за иностранца и уехала в Рим. Супруги разъехались и жили порознь. Одиночество подвигло Наталию Борисовну к благотворительности. Глубоко верующая женщина,  она всегда не оставалась безучастной к горю ближнего. Решающее значение имел и тот факт, что семейным врачом Святополк-Четвертинских был доктор Гааз, и две сестры, Наталия и Надежда, горячо увлеклись его идеями. После смерти доктора Наталия, вступив в Никольскую общину, поселилась в палате Полицейской больницы.   Наталия Борисовна возглавила группу из 30 сестер, которые стали ядром ее будущей общины. Они взяли на себя уход за больными не только в Полицейской больнице, но и в других лечебницах для чернорабочих, прежде всего в Яузской и Старо-Екатерининской на Мещанской. Мечтой княгини Шаховской было основать собственную общину сестер милосердия, что она и осуществила в 1866 году. Община «Утоли моя печали»  за свою историю община сменила три адреса. Зарождалась она в стенах Полицейской больницы близ Земляного вала. Первое собственное пристанище на Покровке появилось в начале 70-х г.г. XIX  в.в.    В 1871 году в московском Петровском монастыре княгиня Наталия и несколько ее ближайших сподвижниц были посвящены в крестовые сестры любви и милосердия. (Иногда даже считается, что это были первые в России крестовые сестры). Каждой сестре надели большой наперсный крест, на одной стороне которого была икона Божией Матери, а на другой – название общины. Ее сестры делились на три категории. Первые – испытуемые, выполнявшие самые тяжелые санитарные работы. В случае успешного прохождения испытательного срока их производили в сестры милосердия. Они уже проходили специальное медицинское обучение. Высшей категорией были старшие, или крестовые, сестры – им при посвящении надевался большой крест. Носила такой и основательница обители.  Кроме того, сестры давали обеты целомудрия, нестяжания и послушания, отречения от мирских соблазнов «во имя страждущих», но могли в любой момент по желанию выйти замуж и оставить общину. В общине был очень строгий устав, близкий к монастырскому. Весь день с раннего утра и до глубокого вечера проходил в тяжелом  труде, сестры  сталкивались с  страшными человеческими страданиями, ухаживали за заразными больными. Они работали безвозмездно, без отпусков, в свободное время заниматься рукоделием в пользу общины.

Третьим адресом общины стало Лефортово, близ которого находился военный госпиталь.  В 1875 году в Лефортове было выстроено главное здание общины, выходящее фасадом на Госпитальную площадь. Его основную часть занимали больные и призреваемые, и в нем же разместились  комнаты сестер.  Строительство велось на личные средства Шаховской и на пожертвования частных благотворителей, среди которых был  Павел Третьяков. На втором этаже была освящена домовая церковь во имя иконы «Утоли моя печали». Храм располагался в самом центре здания больницы и разделял собой мужское и женское отделения. Он был расположен так, что больные в палатах могли слышать богослужение через огромные внутренние окна, не вставая с постели.  На третьем этаже были больные, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями, которых особо опекала княгиня Шаховская.  Княгиня сумела привлечь в свою клинику лучших врачей, в том числе С.П. Боткина, психиатра С.С. Корсакова. Деятельность общины не замыкалась в больничных стенах. Сестры помогали на войне,  во время эпидемий и стихийных бедствий.    В 1881 году император Александр II в знак высоких заслуг общины взял ее под личное покровительство (сохранившееся при его преемниках), и отныне она называлась Александровской общиной «Утоли моя печали».  После убийства царя в том  же году на первом этаже больницы освятили небольшой храм во имя Александра Невского.   Строительство общины в Лефортово закончилось в 1902 году, когда в ней был освящен второй храм – Воскресения Словущего. После смерти Наталии Шаховской в 1906 все ее заведения перешли к городу. В 1917 году были ликвидированы все общины сестер милосердия. Церкви в лефортовской общине закрыли, окна храма «Утоли моя печали» заложили кирпичом и устроили в алтаре рентгенкабинет. На территории общины появилась городская больница № 29 имени Н. Баумана, а сама община была переименована в Школу медсестер при больнице № 29, став первой советской школой медсестер, а потом городским медучилищем. В наше время у больничных ворот появилась вывеска «Утоли моя печали», воссоздана надвратная икона, восстановлен храм Воскресения Словущего.