Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Знакомство студентов НИЯУ МИФИ с интерьерами Большого Дворца и царицынскими оранжереями.

Опубликовано: 12 Окт 2016

7uqt1jn305i_621x349 Студенты НИЯУ МИФИ продолжают познавать историю и культуры России на экскурсиях и музейных занятиях, проводимых в музее-заповеднике  «Царицыно».  Живой интерес вызывают программы, включающие знакомство с интерьерами Большого Дворца и царицынскими оранжереями.

Новые участники – первокурсники университета – посетили музей «Царицыно» 12  октября, получив возможность расширить свои представления об истории строительства императорской резиденции, о ландшафтно-парковой культуре XVIII века.

В  1775 году Екатерина II дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный — оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.

Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень, что  указывает на кровное родство с московским барокко и традициями строительства Московского Кремля. Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями:  Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма. Но такое решение находило оправдание в замысле царицынской увеселительной резиденции как «каприза».

Ещё одним отступлением от классицистических канонов стал общий принцип решения дворцового ансамбля: Баженов отказался от монументальности, величественных форм единого дворца. В основе баженовского плана лежит строгая логичность и геометрическая правильность построения, лишь стилизованная под живописную хаотичность старых допетровских государевых дворов.  Использовать естественные красоты местности как важный архитектурный элемент — ведущая идея царицынской застройки. Баженов стремился максимально сохранить существующий ландшафт с разделением  усадьбы на дворцовую, садовую и парковую зоны. Такой подход получил понимание и полное одобрение со стороны  Екатерины.

Причины отстранения Баженова и сноса дворцов по-прежнему не выяснены окончательно и представляют собой одну из самых больших загадок Царицына.

Наши студенты, посетив Оранжереи,  убедились в возможности выращивания экзотических растений на московской земле. Еще в   XIX веке царицынские оранжереи были лучшими в окрестностях Москвы, славились и качеством фруктов, и богатым ассортиментом растений. Опытные садовники выращивали здесь ананасы, виноград, плодовые деревья (вишни, груши, персики, абрикосы, сливы, разнообразные цитрусовые); пряные и эфирно-масличные растения (тимьян, розмарин, лавр); травянистые горшечные растения для оформления интерьеров (пеларгонию, жасмин, пассифлору, «розаны китайские»); цветы для срезки и выгонки (нарциссы, ирисы, резеду, флоксы); а также лекарственные травы (руту, шалфей). Многие плоды и ароматные травы из царицынских оранжерей поставляли на дворцовый стол и продавали москвичам.