Свежие записи

Экспозиция «Эпоха древности на территории России»

Становление первобытного общества, ранний палеолит (2,5 млн — 40 тыс. лет назад)

Палеолит (древнекаменный век) — самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Материалом для изготовления основных орудий труда  человеку служил камень.

vitr3 В экспозиции представлены скульптурные изображения — реконструкции портретов древнейших людей, выполненные по подлинным черепам, обнаруженным в пещерных стоянках Африки, Азии и Европы. Вверху — скульптурный портрет австралопитека (6-2 млн лет назад), питекантропа (1,8-0,2 млн лет назад). В нижнем ряду слева — неандерталец, обитавший в Европе 200-35 тыс. лет назад.  Около 35 тыс. лет назад континент заселили кроманьонцы — люди современного физического типа, относящиеся к виду «человека разумного» (справа внизу).

Зал № 1 посвящен жизни первобытных людей в эпоху Великого оледенения.  Материалы стоянок и уникальные погребения этого времени показывают, как человек приспосабливался к условиям жизни в приледниковой степи, осваивал самые разные виды каменного сырья, создавал новые типы орудий, учился работать с костью, рогом и бивнем, строил жилища, шил одежду. Стены зала оформляет живописный фриз «Каменный век», созданный В.М.Васнецовым в 1885 г. В живописных образах передан дух эпохи.

vitr1 В витрине представлены стоянки Русской равнины – Костенки, Гагарино, Елисеевичи, Тимоновка, получившие мировую известность благодаря находкам произведений первобытного искусства, возраст которых равен 30–15 тыс. лет. В центре витрины – две небольшие женские фигурки, сделанные из бивня мамонта. Такие статуэтки, символизирующие плодоносящее женское начало, могли быть частью магического ритуала.  Подобные статуэтки получили название «палеолитические Венеры», их находят на многих стоянках Центральной Европы и Забайкалья.

vitr2 В витрине представлены вещи, происходящие со стоянки Мальта в Забайкалье: каменные орудия – резцы, скребки, проколки, костяные рукояти, в пазы которых вставляли каменные вкладыши с острым режущим краем, костяные иглы для шитья и украшения одежды, нефритовая подвеска с просверленным отверстием. Эти предметы свидетельствуют о совершенствовании техники обработки камня, освоении новых материалов, появлении новых занятий.

Стоянка Мальта знаменита и находками произведений искусства. Помимо женских статуэток здесь найдены фигурки птиц. Они сделаны с такой наблюдательностью, что легко определить их породу – полярную куропатку с пестрым оперением, летящего с вытянутой шеей, гуся. Коллекция фигурок птиц из Мальты уникальна и не имеет аналогий в мире.

В простенке между окнами – подлинные бивни мамонта. В конце XIX в. иркутский купец И.Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и преподнес в дар Историческому музею.

Новый каменный век, или неолит, характеризуется отступлением ледника. На смену крупным животным приходят более мелкие, что подвигло людей к изобретению лука и стрел для индивидуальной охоты. У человека появились новые занятия – рыболовство, гончарство, ткачество. Возникли новые приемы обработки камня – полирование, шлифование, пиление, сверление. Все эти изменения и дали название эпохе.

vitr14 В центре зала экспонируется один из выдающихся памятников неолита – огромный, длиной в 7,5 м челн, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, местными жителями в 1954 г. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами (их следы хорошо видны на дне). С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия – места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания ее на берег.

В экспозиции можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря – петроглифы.  Они носят культовый характер и изображают богов, героев, мифологические сцены.

Экспозиция содержит большое количество глиняной посуды с яркими узорами, нанесенными красной и черной красками. Это «расписная керамика», чрезвычайно характерная для древних земледельческих культур всего мира. Очень популярен мотив бегущей спирали, которому придавался особый смысл – бесконечного и бессмертного времени. Особенно интересен двойной сосуд без дна, похожий на бинокль. Можно предположить, что такие сосуды использовались в земледельческих ритуалах.

В центральной части витрины представлены женские статуэтки в маске быка. В их глиняное тесто вмешаны зерна злаков. Очевидно, так изображали богиню плодородия, и, возлагая на алтари эти фигурки, люди пытались обеспечить урожай и приплод скота.

vitr3-8 Большой раздел экспозиции знакомит с древностями раннего бронзового века (IV–II тыс. до н.э.), которые происходят из древних центров добычи и обработки металла – степей, предгорий Кавказа и Урала. Памятники найдены в могильниках долин рек Кубани и Терека. Майкопская культура – самая яркая культура IV–III тыс. до н.э.  В витрине представлены разнообразные металлические предметы из богатых курганов Прикубанья и Ставрополья, которые принадлежали местной элите. Среди них – топоры, кинжалы, наконечники стрел, копья, ножи и украшения из меди и бронзы (например, «посоховидные» булавки), а также большое количество культовых предметов тонкой работы – бронзовый котел, вилки (одна из них с фигурками людей). На заре бронзового века мастера овладели многими приемами обработки металла – холодной и горячей ковкой, сваркой. Знали они и пропорции соединения меди с различными добавками, влиявшими на качество изделия.

На фоне бронзовых вещей выделяются золотые и серебряные украшения – булавки, бусы, подвески. Изделия из драгоценных металлов находят только в погребениях знати.

Здесь же можно увидеть две бронзовые петли – псалии. Псалии предназначались для соединения деталей конской узды: удил, нащечного и налобного ремней, поводьев. Считают, что уже в III тыс. до н.э. в южноевропейских степях сложилось полукочевое и кочевое скотоводческое хозяйство, в котором особая роль отводилась коню.

Бородинский клад наиболее ярко отражает основные достижения бронзового века, эпохи ускоренного развития человеческого общества, обусловленного подвижностью населения, особенно в поясе Великих евразийских степей, что способствовало активному взаимодействию культур.

vitr13 Далее в экспозиции представлен район Алтая и Минусинской котловины на протяжении всего бронзового века. Памятники одной из самых ярких и самобытных культур этого региона, карасукской, находятся в правой части витрины. Богат и разнообразен набор бронзовых предметов, особенно оружия.

Рядом с витриной – каменная плита из могильника Хара-Хая в Хакасии. Из таких плит обычно сооружали погребальные ящики и затем наносили на них священные изображения. На этой плите можно видеть повозку, на которой покойника привозят к месту погребения, и впряженных в нее коней.

На противоположной стене – увеличенная прорисовка этого сюжета.

vitr19-21 В лесной зоне нашей страны от Оби до берегов Балтики обитали финно-угорские племена, а территорию Великих степей, предгорья Кавказа, Алтай и лесостепь в бронзовом веке населяли многочисленные иранские народы, оказавшие мощное воздействие на своих соседей, жителей лесной полосы. Об этом свидетельствуют памятники бассейна реки Оки эпохи поздней бронзы.

Подробно представлены древности озерной Мещеры первой половины II тыс. до н.э. Здесь выставлен типичный для неолитических племен лесной полосы набор вещей: круглодонная керамика с ямочно-гребенчатым орнаментом, кремневые ножи и наконечники стрел, изделия из кости.

Здесь можно видеть также памятники Поочья, но относящиеся ко второй половине II тыс. до н.э. Заметные изменения произошли в жизни этих племен: появилось много бронзовых предметов, особенно оружия; бронзовые серпы свидетельствуют о знакомстве местного населения с земледелием; посуду украшает разнообразная солнечная символика – меандр, свастика, ромбы с точкой. Находки предметов из драгоценных металлов говорят о выделении племенной элиты. Комплексы памятников отражают типичную для бронзового века ситуацию постоянного тесного взаимодействия разных племен, в результате чего появлялись новые культуры со своими специфическими чертам