Свежие записи

Мужской аристократический костюм

Интересное музейное занятие было посвящено истории русского аристократического костюма.  Все участники имели возможность наблюдать  процесс «одевания» мужчины и женщины  эпохи позднего русского средневековья. Одежда  представителей знати была сложнее, разнообразнее и роскошнее крестьянской. Многослойность костюма подчеркивала знатное происхождение и богатство человека, поэтому нередко одежда  элиты  превращалась в свою функциональную противоположность: стремясь подчеркнуть  знатность, бояре и дворяне  вынуждены были даже  в теплое время года соблюдать этикет. Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был в виде стойки, высотой 2,5-4 см.  Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.  В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.


Основные отличия одежды знати от одежды низших сословий заключались в качестве материала (у феодалов он был более дорогим, мануфактурного производства или же привозным) и богатстве украшений. Особо резкой была разница в верхней одежде.  Сверх рубахи,  украшенной шитьем, надевался зипун или легкая шелковая одежда длиною до колен, которая застегивалась спереди, потом кафтан или узкое застегнутое платье с персидским кушаком. Кафтаны шились из золотой парчи и спускались до самых лодыжек. Сверх кафтана одевали распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном —  ферязь. И поверх всего этого набрасывается однорядка из тонкого сукна или охабень, который отличается от однорядки тем, что имел воротник, шитый жемчугом и драгоценными камнями.   Распространен был особый вид короткого кафтана – терлик.     С XVII века появляется термин  «зипун».  Так называлась наплечная одежда мужчин типа куртки – короткой и облегающей фигуру, с неширокими рукавами. Зипун присутствовал в боярском костюме и играл роль современного жилета.

Сверх терлика и зипуна одевался кафтан из цветного сукна с узкими и длинными рукавами, опушенными мехом и тщательно украшенными. У особо богатых дворян кафтаны шились из бархата и парчи. Для дворцовых приемов и других торжественных случаев поверх кафтана одевалась распашная одежда, часто лишь на плечи внакидку (шуба, опашень, охабень, ферязь – они отличались лишь в деталях покроя), с пышными рукавами, висящими до земли и застегивающимия на золотые пуговицы. Сверху, под воротником, к ней пришивался еще один широкий воротник из другого меха, свисавший до половины спины.  Шили парадные одежды из самых дорогих узорных тканей, отделывали их золотым и серебряным шитьем, роскошными мехами. Жалование любой одежды «с плеча» считалось наградой за большие заслуги или знаком особой милости царя или боярина. Шубы были «холодной» одеждой, носились мехом внутрь, а наружная поверхность шилась из узорного бархата и парчи. Порой шубы стоили 20-25 рублей, столько же, сколько все имущество крестьянской семьи. Выходная обувь знатных людей резко отличалась от народной. Она  шилась из дорого цветного сафьяна или тонкой цветной кожи, имела подшивную подошву, каблуки, кованые серебряными подковками, и загнутые вверх носки. Иногда сапоги бояр украшалась теснением, жемчугом и камнями.     Главной деталью знатной одежды, отличавшей ее от одежды простонародья, были головные уборы. Если дорогую шубу можно было подарить или отдать за заслуги, то шапки имели особую, символичную функцию. Широко распространяется среди бояр и знати обычай ношения «тафьи» — маленькой шапочки, которую не снимали даже дома. Но выходя на улицу,  на нее одевали «горлатную» меховую шапку – знак боярской спеси и достоинства. Шапка была высокой, расширяющейся кверху и называлась так потому, что шилась из горлышек соболей.