Свежие записи

Дворец царя Алексея Михайловича: мужская половина дворца

Деревянный Дворец царя Алексея Михайловича по праву  считают  «восьмым чудом света».

Во второй половина XVII столетия  произошли многие важные события, утвердившие самодержавную власть московского царя, означавшие торжество российской государственности. Алексей Михайлович  задумал масштабные изменения Коломенской резиденции, чтобы запечатлеть в ней новый этап своего правления.  Дворец стал не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры.

Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г. Основной объем дворца возвела артель плотников под руководством стрельца Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. На всех этапах строительных работ во дворце были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов России. 27 августа 1672 г. патриарх Московский и всея Руси Питирим в присутствии царской семьи освятил дворец.  В нем был воспроизведен иерусалимский дворец царя Соломона,  территория государева двора наделена священным, царским достоинством.

Дворец поражал и своим внешним видом, и оформлением интерьеров. Перед знатными вельможами и иноземными послами – теми людьми, кому дворец открывал свои двери – во всем великолепии представало богатое внутреннее убранство загородной резиденции.  Полы дворцовых покоев были выполнены из паркета («дубового кирпича»), выложенного «в шахмат» или «в ромб». Стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом, стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.  Окна были обрамлены резными наличниками, украшены шпренгелями (верхние резные доски), которые  расписывались, золотились и серебрились. Материал для прозрачных окон был дорогим, поэтому небольшие окончины изготавливались из слюды, реже из стекла, затем вставлялись в металлические переплеты с разнообразными рисунками.  Двери передних парадных покоев украшались резьбой с тонировкой и золочением, расписывались красками. В личных покоях царя и членов его семьи для большего комфорта двери части обивали сукном.  Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты,  которые  копировали их с иллюстраций духовных книг. Обязательным фоном для всех настенных живописных композиций служил растительный орнамент – «травное письмо».

 Богатый резной декор интерьеров был плодом трудов мастеров-резчиков, и  представл собой смешение стилевых направлений второй половины XVII в.  Царский дворец отапливался печами, которые служили также прекрасным украшением интерьеров. В зависимости от назначения помещений печи отличались по форме: в дворцовых покоях печи были изразцовые полихромные, в хоромах царя и царевича – четырехугольными, в хоромах царицы – круглыми. Печные изразцы были украшены геральдическими орлами, единорогами, вазами, букетами, цветами, птицами и растительным орнаментом. В подсобных помещениях (мыльне, мастерской) печи были муравленые.  Во всех покоях царской семьи были иконы, которые размещались в киотах в красном углу, в шпренгелях над окнами и  над межкомнатными дверями. Иконы имели резные позолоченные и посеребренные, а также басменные оклады. Во дворце были молельни  - помещения, специально отведенные для богослужения и молитвы. В покоях царя такая молельня носила название Крестовой палаты. Мебель в царском дворце была разнообразной: традиционная русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам.  Традиционной русской мебелью были лавки и скамьи. Мебелью привозной или сделанной по европейским образцам были кровати, кресла и стулья.   В России  распространение получила барочная мебель стран Северной Европы.   Мебель русской работы делалась из простого дерева, преимущественно из липы. Она украшалась резьбой или раскрашивалась «под аспид» (т.е. «под камень»), имитируя малахит и мрамор,  расписывалась травным или узорным орнаментом, изображались цветы и фрукты по золотому или серебряному фону.

Обязательной частью дворцовых покоев XVII в. были ткани и ковры. Лавки и скамьи практически никогда не оставались непокрытыми. Поверх них всегда лежали суконные полавочники, а в торжественных случая на них клали тонкие восточные ковры, подушечки из золотной парчи, бархатные или атласные ткани. Столы накрывались скатертями или восточными коврами. Окна и кровати прикрывали от посторонних глаз завесы из дорогих тканей, украшенные бахромой, кистями, кружевом. На стенах покоев висели западноевропейские шпалеры, гобелены и восточные ковры. Полы устилались персидскими коврами.  Дворцовые покои освещались с помощью многочисленных светильников: это —  паникадила, стенные и напольные шандалы, фонари.

В XVIII в., когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское несколько утратило свое прежнее значение, но, тем не менее, оно продолжало оставаться загородной резиденцией царствующих особ. Дворец старались сохранить, его подновляли, производили ремонты. Но время делало свое дело, огромное деревянное здание постепенно разрушалось. В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи, благодаря чему впоследствии дворец смогли восстановить.