Свежие записи

Дворец царя Алексея Михайловича: женская половина

Залы дворца соединены многочисленными коридорами и переходами, общая площадь которых превышает 150 кв. метров. Через Переднее крыльцо терема царицы   можно пройти в Передние сени, которые ведут в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних — в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин — близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу. Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики — царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства. Встречи равных по положению лиц проходили у царицы почти так же, как у государя, только у царицы придворные должности исполняли боярыни. Выезды для гулянья в загородные дворцы, а том числе и Коломенское, царицы совершали чаще летом. Реконструкция

Рукоделие занимало важное место в системе ценностей православного патриархального уклада русской жизни. Ему придавалось тем больше значение, чем выше было положение семьи в обществе. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ, Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для «чистых» рукоделий во дворце служила светличная палата — большая комната на женской половине. В  Коломенском дворце  в светлицу в тереме царицы вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней.   Воссоздана мебель — стольцы, стол, стул, кресло, шкафы, сундуки, полки. В мастерской помещены современные списки икон: в красном углу — «Святитель Николай Мирликийский», над дверью — «Рождество Богородицы».

Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году, согласно легенде, именно в Коломенском. В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взошла на престол. В годы правления Елизаветы Петровны был осуществлен ряд успешных государственных и экономических преобразований, заметные сдвиги произошли  в русской культуре. Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков. Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении «Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи»).

 

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты. Их великолепие стремятся показать воссозданные интерьеры. Вкусам Елизаветы Петровны полностью отвечает стиль позднего барокко с его пышными и изощренными формами: живописный плафон с аллегорической композицией «Венера»; обязательные для дворцов того времени зеркала; драпировка стен из декоративных тканей, резная мебель. Все это призвано передать естественную и бесконечно ценимую жизнелюбивой дочерью Петра Великого атмосферу. Противоречивость пристрастий Елизаветы Петровны отражают представленные в покоях книги как религиозного, так  и светского содержания.