Свежие записи

Большой дворец в «Царицыно»

vstup1 Большой дворец для императрицы Екатерины Второй строился М. Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте трех дворцов-павильонов, построенных ранее В. И. Баженовым и снесенных по ее повелению.

Через  полгода после осмотра Екатериной II царицынских дворцов был утверждён новый проект дворцовой застройки.  Матвей Казаков  в  1786 году представил  проект Большого дворца, который одобрила императрица.

Выбор Матвея Казакова в качестве главного архитектора переделки Царицына не был случайным. Во время своего  визита в Москву Екатерина Великая осматривала  другие казаковские постройки, например, Сенатский дворец, который ее привел в восхищение.

vstup2 М. Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века. Вместе с тем проект нового дворца по планировке и архитектурно-пространственным характеристикам входил в противоречие с уже сформированной В. И. Баженовым структурой усадьбы Царицыно. Прошло десять лет с момента закладки усадьбы, и за это время классицизм набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры; изменились также вкусы и потребности императрицы. Новые подходы к формированию главного дома усадьбы конца XVIII века диктовали и новые решения в архитектуре здания: так, дворец приобрёл трехчастное деление, характерное для классицизма, и монументальные пропорции. Дворцы Баженова проектировались с расчетом их многостороннего восприятия и ансамблевого построения; казаковский проект предполагал, что фронтальные точки обзора станут главными. Новый дворец становился ведущим, доминирующим элементом застройки, что подчёркивалось разбивкой традиционной парадной площади перед ним.

Здание имеет трехчастную структуру. В трехэтажной центральной части дворца предусматривались вестибюль и парадные залы, соединенные галереями с двухэтажными боковыми частями, квадратными в плане. Они отводились под жилые и служебные помещения. В западной части (ближе к прудам) планировались покои самой императрицы, а в восточной (расположенной ближе к Хлебному дому) – апартаменты ее сына — цесаревича Павла Петровича и его семейства.

dsc05812 Парадные входы по обеим сторонам центральной части здания оформлены высокими портиками и балконами на третьем этаже.

Готический стиль дворца приобрел более выраженный характер благодаря восьми башням с шатрами. Дворец, построенный М.Казаковым, походит на западно-европейский средневековый замок.    Проектные объёмы будущего Большого дворца значительно превосходили дворцовые корпуса, построенные по проекту В. И. Баженова.  В 1790 году строительство дворца было приостановлено по причине отсутствия средств, и по распоряжению Екатерины Великой высота дворца была уменьшена на один этаж, что  позволило его лучшим образом вписать в существующий ансамбль.

В 1794 году был разобран так называемый Большой Кавалерский корпус В. И. Баженова. Его разобрали  на стройматериалы, т.к. императрица желала скорее завершить многолетнее строительство. На его месте Казаков, в соответствии с канонами классицистического оформления площадей, планировал установить обелиск.

no-4 Незадолго до смерти Екатерины II строительство Большого царицынского дворца практически завершилось. Здание покрыли временной кровлей, начались внутренние отделочные работы.  Император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно, и в июне того же года последовал указ о прекращении строительства. Большой дворец, как и другие постройки в Царицыне, оказался  невостребованным в качестве императорской резиденции. Оставленный и неиспользуемый, он уже в начале XIX столетия стал разрушаться и превращаться в руины. Тому способствовало  разворовывание сначала съемных деталей (стекол, оконных и дверных переплетов, полов), а потом и других элементов. К середине XIX века обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. Большой дворец превратился в  развалину.

К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005-2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы.  Современные архитекторы украсили высокие кровли реконструированного здания множеством декоративных элементов.